
Как на Волге крокодилов ловили
Это интересно

«Крокодил — есть водный зверь. Яко станет он человека ясти, станет плакати и рыдати, но ясти не перестанет»
А вот Псковская летопись 1582 года (Псковские летописи, М., 1955, т. 2, с. 262)рассказывает: «Того ж лета, 7090-го, изыдоша коркодили лютии звери из реки Великой, и водный путь затвориша, и многие человецы поядоша.И ужасошася людие, и молиша Бога по всей земли. И паки оные коркодили спряташася, а иные стрельцы государевы избиша».
Получается, что в окрестностях крупнейшего города Северо-Западной Руси целое лето бесчинствовали крокодилы. В летописях за следующий год крокодилы не упоминаются, что понятно — за зиму вымерзли. Но как они в реке Великой оказались?
Версия первая: «летописцы обознались». Маловероятна. Крокодилов или в средневековом написании «коркодилов» на Руси знали давно. И из довольно подробного описания в «Хронике александрийского монаха
Георгия Амартолы», которую на русский язык перевели ещё в 11 веке и которая в списках была распространена и популярна на территории Руси и Великого Княжества Литовского, (в 16 веке населённого в основном православными русскими). Описывал крокодилов и русский «хронограф» за 1512 год, подробно описал заморских рептилий смоленский купец-путешественник Василий Поздняков, в 1559 году «гостевавший» в Каире в составе русского посольства и лично получивший задание от Ивана Грозного составить «сказку» (доклад) об египетской жизни. (Надо думать, купец отличался изрядной наблюдательностью и литературным талантом, раз роль «журналиста» в посольстве поручили именно ему).
Кстати, в том же 1582 (7090) в Египте побывал дворцовый дьяк Трифон Коробейников, который тоже составил свои «Хождения», ставшие популярным чтением на Руси.
Более того. Крокодилов у нас держали в «зверинцах» князья и бояре, а ловкие людишки показывали за плату на ярмарках. Об этом пишет посол в Россию Сигизмунд Герберштейн в своих «Записках о Московии», что русские бояре содержат в огромных лоханях с водой «кровожадных ящеров для собственного увеселения». Речь может идти только о крокодилах. Не о динозаврах же.
Версия вторая: «средневековый фейк». Это в «петровскую» эпоху писали царю вполне официальные доклады, как «солдаты полка гвардии Преображенского выловили в речке Невке водянного, бородатого мужика с хвостом рыбьим» (Кто его знает, что там случилось и кого поймали гвардейцы на самом деле).
А вот средневековые летописцы писали исключительно то, чему сами были свидетелями, без фантазий.
Версия третья: «авария, повлекшая экологическую катастрофу». Правда выясняется из Шведских источников. Персидский шах отправил к королю Швеции обширное посольство и к разным подаркам добавил с десяток здоровенных крокодилов, которые в Персии тоже не водятся. Их содержали в шахском пруду в качестве диковинок. Между прочим, персидские правители издревле любили посылать в подарки «диковинных зверей». Есть свидетельства о посылке в другие страны львов, тигров, страусов, охотничьих гепардов, крокодилов. Петру Первому, например, персидский шах подарил слона, вместе с погощиком-индусом. Слона два года пешком вели вдоль Волги, с «зимовкой» в Нижнем Новгороде, пока не добрались до Москвы. Погонщик в дороге простудился и умер, а слон прожил в Москве много лет, украшая парады и праздничные шествия. Басня Крылова «По улицам слона водили…» как раз по мотивам этого события.
Вернёмся к шведам. Крокодилов для короля также отправили по Волге, в «осетровом судне». Это было старинное русское изобретение. Корабль с двойным дном, в которое наливали воду и так перевозили живых осетров (напомню — крупная белуга не редкость в тонну весом и до 5 метров в длинну, а «маленьких» рыбин никто б возить не стал). «Осетрянник» с крокодилами благополучно достиг окрестностей Пскова, где столкнулся с «дровяным плотом». Борт был повреждён, а истомившиеся в тесном трюме крокодилы разбежались по заводям. Где «поядоша» т.е. покусали несколько человек и смертельно перепугали остальных, только-только оправившихся от нашествия польских войск Стефана Батория в 1581 (7089) году.
Бравые стрельцы уничтожили самых опасных рептилий, а другие крокодилы попрятались в подводных омутах и вымерзли зимой.
Шведский король остался без «диковинных монстров» и казнил неудачливого посла (видимо очень хотел иметь крокодилов при дворе и расстроился).
Выпуск III. Серия «Библиотека военного охотника». М. Н. Никольской, «Ловля на крокодила со спиннингом на средней Волге», 1938 год:
Первое издание книги, 1768 год:
Крестьяне села Безродное отбиваются от крокодилов, напавших на скот. Иллюстрация из книги 1768 года:
Что почитать:
— Летописи о коркодилах;
— Коркодилы возвращаются;
— Русский коркодил;
— Легенда о том, как в реке Великой жили крокодилы;
— Русские летописи о крокодилах;
— О коркодилах на Руси;
— Еще о коркодилах в России.
На самом деле случаи нападения на людей КОР-КО-ДИЛОВ официально зарегистрированы даже в Пскове. В конце девятнадцатого века в «Псковских Ведомостях» была заметка о том, что целый день жизнь города была парализована из за множества коркодилов, выползших из реки Великая, и устроивших охоту на граждан, кошек и собак.
Азбуковник конца XVI, «Сказания русского народа» (Т. II. СПб., 1849): «Коркодил — зверь водный, егда имать человека ясти, плачет и рыдает, а ясти не перестает».
Житие и хождение в Иерусалим и Египет казанца Василия Яковлевича Гагары (1634-1637 гг.): «Зверь, имянуем коркодил, а живет в реке в воде; а голова у него, что у сома, а ноги аки у человека, и естество такоже, а хвост у того зверя аки у сома плеск, а по видению тот зверь аки змия ехидна… аще же постижет человека, то снедает до смерти. А рот у того зверя аки у лягуши, а кожа на нем аки рыбья чешуя, а величиною коркодил сажени з две».
О.В.Белова «Славянский бестиарий», Москва, «Индрик», 2001: «Коркодил зверь есть, и егда снедает человека и оставляет едину главу несъедену, занеже уловляется от власов человеческих, и лицемерствует приходя плачется над главою человеческою яко грех сотворил еси есть. От лютости же его слезныя соидут власы со главы, он же и главу снест».
«Сказание об индийском царстве,» Изборник, М., Худож. лит., 1969.: «Аз есмь Иоанн царь и поп, над цари царь, имею под собою 3000 царей и 300. Аз есмь поборник по православной вере Христове. Царство мое таково: итти на едину страну 10 месяць, а на другую немощно доитти, занеже тамо соткнуся небо з землею. Есть у мене в единой стране люди немы, а в ынои земли люди рогаты, а в ынои стране люди трепяцдци, а иныя люди 9-ти сажен, иже суть волотове, а иныя люди четвероручны, а иныя люди о шести рук, а иныя у мене земля, в ней же люди пол пса да пол человека, а иные у мене люди в персех очи и рот, а во иной земли у мене люди верху рты великы, а иные у мене люди скотьи ноги имеюще. Есть у мене люди пол птици, а пол человека, а иныя у мене люди глава песья; а родятся у мене во царствии моем зверие у мене: слонови, дремедары, и коркодилы и велбуди керно. Коркодил зверь лют есть, на что ся разгневаеть, а помочится на древо или на ино что, в той час ся огнем сгорить».
Поразительный случай произошел в XVIII веке в городе Арзамасе. В докладной записке в Петербург земский комиссар Василий Штыков сообщил: «Лета 1719 июня 4 дня была в уезде буря великая, и смерч и град, и многие скоты и всякая живность погибли. И упал с неба змий, Божьим гневом опаленный, и смердел отвратно. И помня Указ Божьей милостью Государя нашего Всероссийскорго Петра Алексеевича от лета 1718 о Куншткаморе и сбору для ея диковин разных, монструзов и уродов всяких, каменьев небесных, и прочих чудес, змия сего бросили в бочку с крепким двойным вином…»
Полное собрание русских летописей, том 30, Псковская летопись 1582 года: «В лето 7090 (1582) изодыша коркодилы лютии звери из реки и путь затвориша; людей много поядоша. И ухосашася людие и молиша Бога по всей земле. И паки спряташася, а иних избиша».
Временник Георгия Монаха (Хроника Георгия Амартола). М. Богородский печатник. 2000: «Коркодил зверь велий, купно же и рыба от главы до хвоста, ногы ему четыри и хвост велий и остр и хребет же его едина кость, яко черн камень и зоострен яко терние, яко пилы зубы, егда же зинетъ, весь оуста есть».
По материалам:
- 0
- 13 августа 2017, 10:25
- verhov
И ведь ловили! Крокодилов! На Волге!?
Выпуск III.
Серия «Библиотека военного охотника».
М. Н. Никольской, «Ловля на крокодила со спиннингом на средней Волге», 1938 г.
Первое издание книги, 1768 год.
Крестьяне села Безродное отбиваются от крокодилов, напавших на скот. Иллюстрация из книги 1768 года.
Крокодилы в Средневековой Руси
Как выясняется из летописей, наши предки хорошо были знакомы с этими рептилиями. В одной из хроник времени правления Ивана Четвёртого Васильевича, впоследствии прозванного Грозным, есть довольно забавное описание заморской рептилии:
«Крокодил — есть водный
зверь. Яко станет он
человека ясти, станет
плакати и рыдати, но ясти
не перестанет»
А вот Псковская летопись 1582 года рассказывает:
«Того ж лета, 7090-го, изыдоша коркодили лютии звери из реки Великой, и водный путь затвориша, и многие человецы поядоша.И ужасошася людие, и молиша Бога по всей земли. И паки оные коркодили спряташася, а иные стрельцы государевы избиша.»
(Псковские летописи, М., 1955, т. 2, с. 262)
Получается, что в окрестностях крупнейшего города Северо-Западной Руси целое лето бесчинствовали крокодилы. В летописях за следующий год крокодилы не упоминаются, что понятно — за зиму вымерзли. Но как они в реке Великой оказались?
Версия первая: «летописцы обознались».
Маловероятна. Крокодилов или в средневековом написании «коркодилов» на Руси знали давно. И из довольно подробного описания в «Хронике александрийского монаха
Георгия Амартолы», которую на русский язык перевели ещё в 11 веке и которая в списках была распространена и популярна на территории Руси и Великого Княжества Литовского, (в 16 веке населённого в основном православными русскими). Описывал крокодилов и русский «хронограф» за 1512 год, подробно описал заморских рептилий смоленский купец-путешественник Василий Поздняков, в 1559 году «гостевавший» в Каире в составе русского посольства и лично получивший задание от Ивана Грозного составить «сказку» (доклад) об египетской жизни. (Надо думать, купец отличался изрядной наблюдательностью и литературным талантом, раз роль «журналиста» в посольстве поручили именно ему).
Кстати, в том же 1582 (7090) в Египте побывал дворцовый дьяк Трифон Коробейников, который тоже составил свои «Хождения», ставшие популярным чтением на Руси.
Более того. Крокодилов у нас держали в «зверинцах» князья и бояре, а ловкие людишки показывали за плату на ярмарках. Об этом пишет посол в Россию Сигизмунд Герберштейн в своих «Записках о Московии», что русские бояре содержат в огромных лоханях с водой «кровожадных ящеров для собственного увеселения». Речь может идти только о крокодилах. Не о динозаврах же.
Версия вторая: «средневековый фейк».
Это в «петровскую» эпоху писали царю вполне официальные доклады, как «солдаты полка гвардии Преображенского выловили в речке Невке водянного, бородатого мужика с хвостом рыбьим» (Кто его знает, что там случилось и кого поймали гвардейцы на самом деле).
А вот средневековые летописцы писали исключительно то, чему сами были свидетелями, без фантазий.
Версия третья: «авария, повлекшая экологическую катастрофу».
Правда выясняется из Шведских источников. Персидский шах отправил к королю Швеции обширное посольство и к разным подаркам добавил с десяток здоровенных крокодилов, которые в Персии тоже не водятся. Их содержали в шахском пруду в качестве диковинок. Между прочим, персидские правители издревле любили посылать в подарки «диковинных зверей». Есть свидетельства о посылке в другие страны львов, тигров, страусов, охотничьих гепардов, крокодилов. Петру Первому, например, персидский шах подарил слона, вместе с погощиком-индусом. Слона два года пешком вели вдоль Волги, с «зимовкой» в Нижнем Новгороде, пока не добрались до Москвы. Погонщик в дороге простудился и умер, а слон прожил в Москве много лет, украшая парады и праздничные шествия. Басня Крылова «По улицам слона водили…» как раз по мотивам этого события.
Вернёмся к шведам. Крокодилов для короля также отправили по Волге, в «осетровом судне». Это было старинное русское изобретение. Корабль с двойным дном, в которое наливали воду и так перевозили живых осетров (напомню — крупная белуга не редкость в тонну весом и до 5 метров в длинну, а «маленьких» рыбин никто б возить не стал). «Осетрянник» с крокодилами благополучно достиг окрестностей Пскова, где столкнулся с «дровяным плотом». Борт был повреждён, а истомившиеся в тесном трюме крокодилы разбежались по заводям. Где «поядоша» т.е. покусали несколько человек и смертельно перепугали остальных, только-только оправившихся от нашествия польских войск Стефана Батория в 1581 (7089) году.
Бравые стрельцы уничтожили самых опасных рептилий, а другие крокодилы попрятались в подводных омутах и вымерзли зимой.
Шведский король остался без «диковинных монстров» и казнил неудачливого посла (видимо очень хотел иметь крокодилов при дворе и расстроился).
На самом деле случаи нападения на людей КОР-КО-ДИЛОВ официально зарегистрированы даже в Пскове. В конце девятнадцатого века в «Псковских Ведомостях» была заметка о том, что целый день жизнь города была парализована из за множества коркодилов, выползших из реки Великая, и устроивших охоту на граждан, кошек и собак.
* * *
«Коркодил — зверь водный, егда имать человека ясти, плачет и рыдает, а ясти не перестает»
Азбуковник конца XVI, «Сказания русского народа».
Т. II. СПб., 1849)
* * *
Зверь, имянуем коркодил, а живет в реке в воде; а
голова у него, что у сома, а ноги аки у человека, и естество
такоже, а хвост у того зверя аки у сома плеск, а по
видению тот зверь аки змия ехидна… аще же постижет
человека, то снедает до смерти. А рот у того зверя аки у
лягуши, а кожа на нем аки рыбья чешуя, а величиною
коркодил сажени з две.
Житие и хождение в Иерусалим и Египет казанца Василия Яковлевича Гагары (1634-1637 гг.)
* * *
Коркодил зверь есть, и егда снедает человека и оставляет
едину главу несъедену, занеже уловляется от власов
человеческих, и лицемерствует приходя плачется над главою
человеческою яко грех сотворил еси есть. От лютости же его
слезныя соидут власы со главы, он же и главу снест
(О.В.Белова «Славянский бестиарий», Москва, «Индрик», 2001)
* * *
Аз есмь Иоанн царь и поп, над цари царь, имею под собою
3000 царей и 300. Аз есмь поборник по православной вере
Христове. Царство мое таково: итти на едину страну 10
месяць, а на другую немощно доитти, занеже тамо соткнуся
небо з землею. Есть у мене в единой стране люди немы, а в
ынои земли люди рогаты, а в ынои стране люди трепяцдци, а
иныя люди 9-ти сажен, иже суть волотове, а иныя люди
четвероручны, а иныя люди о шести рук, а иныя у мене
земля, в ней же люди пол пса да пол человека, а иные у
мене люди в персех очи и рот, а во иной земли у мене люди
верху рты великы, а иные у мене люди скотьи ноги
имеюще. Есть у мене люди пол птици, а пол человека, а иныя
у мене люди глава песья; а родятся у мене во царствии моем
зверие у мене: слонови, дремедары, и коркодилы и велбуди
керно. Коркодил зверь лют есть, на что ся разгневаеть, а
помочится на древо или на ино что, в той час ся огнем
сгорить.
«Сказание об индийском царстве,» Изборник, М., Худож. лит., 1969.
* * *
Поразительный случай произошел в XVIII веке в городе Арзамасе. В докладной записке в Петербург земский комиссар Василий Штыков сообщил:
«Лета 1719 июня 4 дня была в уезде буря великая, и смерч и
град, и многие скоты и всякая живность погибли. И упал с
неба змий, Божьим гневом опаленный, и смердел отвратно. И
помня Указ Божьей милостью Государя нашего Всероссийскорго
Петра Алексеевича от лета 1718 о Куншткаморе и сбору дляея диковин разных, монструзов и уродов всяких, каменьев
небесных, и прочих чудес, змия сего бросили в бочку с
крепким двойным вином…»
* * *
В лето 7090 (1582) изодыша коркодилы лютии звери из реки и путь
затвориша; людей много поядоша. И ухосашася людие и молиша
Бога по всей земле. И паки спряташася, а иних
избиша.
(Полное собрание русских летописей, том 30, Псковская летопись 1582 года).
* * *
Коркодил зверь велий, купно же и рыба от главы до хвоста,
ногы ему четыри и хвост велий и остр и хребет же его едина
кость, яко черн камень и зоострен яко терние, яко пилы
зубы, егда же зинетъ, весь оуста есть.
Временник Георгия Монаха (Хроника Георгия Амартола). М. Богородский печатник. 2000
Водились ли крокодилы в Чудском озере?
Слово «крокодил» («коркодил»), транслитерирующее греческое слово κροκόδειλος, в русском языке фиксируется с XII века. В Послании митрополита Киевского Никифора (1104—1121 гг.) Владимиру Мономаху о крокодиле упоминается в ряду культовых животных эллинов-язычников:
«И вероваша в животныя, в коркодилы, и в козлы, и в змие». Автор «Похвалы Роману Мстиславичу Галицкому», вошедшей в Ипатьевскую летопись под 1201 г., сравнивает героического князя разом со львом, рысью, львом, орлом, туром и с крокодилом: «устремил бо ся бяше на поганыя яко и лев, сердит же бысть яко и рысь, и губяше яко и коркодил, и прехожаше землю их яко и орел, храбор бо бе яко и тур»..
Понятно, что какие-то представления о «коркодиле» у тех, кто читал эти тексты, должны были быть — иначе упоминания о крокодиле как культовом животном язычников, отличающемся к тому же (судя по летописной похвале Роману) особой кровожадностью, были бы бессмысленны. Например, до Древней Руси докатились сведения о подвижной челюсти крокодила. Наши предки писали, что «коркодил верьхнею челюстью крятает».
«Коркодил зверь велий, купно же и рыба от главы до хвоста, ногы ему четыри и хвост велий и остр и хребет же его едина кость, яко черн камень и зоострен яко терние, яко пилы зубы, егда же зинетъ, весь оуста есть, а когда откроет пасть, весь становится ею».
В текстах средневековых азбуковников рассказывается и о крокодиловых слезах: «Коркодил, зверь водный, хребет его остр, аки гребень или терние, а хобот змиев, а глава василискова; а егда имет члвека ясти, тогда плачет и рыдает, а ясти не престанет»; «коркодил животно. имат главу василискову. а хребет его аки гребен, а хобот змиев, а егда главу от тела оторвав, зря на нее плачет. Хоботом бьет на них же разгневается. А егда зинет, то вси уста бывает».
Об этом напомнит и Симеон Полоцкий в «Вертограде многоцветном» (1680-е годы):
Крокодилу аще труп обрести случится,
по естеству на онем богато слезится,
Не за умиление, но труп обливает,
яко от слез во трупе кость ся сокрушает,
А он мозгом пасетъся, из костей текущим,
Ему во сладчайшыя место пищы сущым.
Сему змию подобии человеци ови,
иже…