
Способы подачи сигналов бедствия
При отсутствии рации, пиротехнических средств подачи сигналов (сигнальных патронов, дающих ярко-оранжевый или ярко-малиновый дым, маленьких патронов-ракет, выстреливающих из устройства размером с авторучку) используются только самые простые и вместе с тем достаточно надежные способы подачи сигналов бедствия.
КОСТЕР. Дымом костра издавна пользовались как призывом о помощи.
Чтобы подать сигнал своевременно, топливо для костра заготавливается заранее. Его складывают на открытых местах: поляне, вершине холма, речной косе.
Дым должен быть густым и черным. Для этого в костер, после того как он разгорелся, кладут свежую траву, зеленую листву
деревьев, хвою, сырой мох. В зимнее время костер следует укрывать от снега лапником.
Постоянный сигнальный костер при стационарном лагере разводят на каком-нибудь возвышенном месте. Он состоит из трех костров, расположенных на прямой линии в 10-15 метрах друг от друга или в виде треугольника. Таким образом, будут видны сразу три столба густого темного дыма. Зажигать костер надо, лишь увидев поисковый самолет или вертолет, но не раньше.
СИГНАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОГО КОДА. Геометрические фигуры международного кода выкладываются из лапника на снегу или вытаптыванием снега, выламыванием или вырубкой кустарника, но обязательно на открытом месте.
Выложенные из камней, такие знаки также будут заметны с воздуха, но значительно хуже. Знаки лучше делать не менее 6 метров в длину и около полуметра в ширину. Только в этом случае их можно будет заметить с самолета или вертолета.
СИГНАЛЬНОЕ ЗЕРКАЛО. Одно из самых эффективных средств сигнализации! Но его надо иметь!
Заменить зеркало можно куском коры с прикрепленным к нему кусочком фольги от обертки шоколада или даже хорошо отполированной крышкой от консервной банки .
С самолета, летящего на высоте 1-1,5 километра, световой «зайчик» обнаруживают на расстоянии до 25 километров, то есть раньше, чем любой другой визуальный сигнал.
В используемых в качестве сигнального зеркала металлических блестящих предметах пробивают в центре отверстие для наведения на самолет. Сигнальный луч зеркала целесообразно посылать вдоль всего горизонта даже в тех случаях, когда не слышно шума поискового самолета.
Сигналы, подаваемые криком, свистом, вспышками света или выстрелами, должны иметь периодичность 6 раз в минуту с минутной паузой, затем сигнал повторяется опять, и так до получения ответа. Ответный сигнал («Вызов принят, помощь идет») подается с периодичностью 3 раза в минуту, также с минутной паузой.
Если нет возможности развести костер или использовать для подачи сигнала красную ракету или зеркало при появлении поискового вертолета, надо размахивать светлым предметом на темном фоне или темным предметом на светлом фоне.
Обычная ошибка растерянных людей, попавших в беду (на суше и на море), — при первых звуках мотора использовать одновременно все сигнальные средства, и в частности стрельбу.
Сигнал — это шанс на спасение, поэтому нельзя тратить все средства подачи сигналов за один раз. Источник
Способы подачи сигналов бедствия: международные сигналы
Основные сигналы бедствия в море, способы их подачи
Сигналы бедствия на море — световые, звуковые, визуальные, радиотелефонные и радиотелеграфные знаки, означающие, что пославший их корабль (судно) и экипаж подвергаются опасности и нуждаются в помощи. К сигналам бедствия на море относятся: пушечные выстрелы или взрывы с интервалами ок.
1 мин; непрерывный звук аппаратом для подачи сигналов в тумане, красные огни, выбрасываемые ракетами или гранатами; сигнал SOS по азбуке Морзе, передаваемый по радиотелеграфу или др. сигнальной системе; сигналы, передаваемые радиобуями для указания местоположения терпящего бедствие корабля (судна) и др.
Сигналы бедствия на море предусмотрены Международной конвенцией 1972 и опубликованы в «Международных правилах предупреждения столкновения судов в море» (МППСС-72, приложение IV); их запрещается применять в иных целях, кроме просьбы о помощи.
Международные сигналы бедствия на судне предусмотрены морской практикой:
- · радиотелеграф
- · клотиковый фонарь;
- · прожектор.
Сигналы бедствия на судне, передаваемые по радио
Традиционный радиотелеграфный сигнал тревоги на море — это 12 последовательных тире по 4 секунды каждая с интервалом в 1 секунду. Такие международные сигналы бедствия на море передаются на частоте 500 кГц с помощью автоматического передатчика, который устанавливается на суда.
- · горящие красные фальшфейеры;
- · красные ракеты с парашютом;
- · ракеты или сигнальные гранаты с отстреливаемыми красными звездами (сериями или поодиночке);
- · открытое пламя на борту судна (горящий факел, горящая бочка с мазутом и т.д.).
В том случае, если существует визуальный контакт с берегом или другим кораблем, можно попробовать оповестить о бедствии с помощью самых простых средств:
- · флаг международного свода сигналов November Charlie (NC);
- · квадратный флаг с шаром под или над ним (можно соорудить из подручных средств);
- · оранжевые дымовые шашки.
Для того чтобы привлечь внимание с воздуха, можно использовать цветное пятно на воде или полотно оранжевого цвета с квадратом или кругом черного цвета посредине. Такие сигналы также могут быть сооружены из подручных средств.
Привлечь внимание помогут и звуковые сигналы бедствия, к которым относят:
- · пушечные выстрелы или стрельба из огнестрельного оружия с интервалами в 60 секунд;
- · непрерывный звук устройства, предназначенного для подачи предупреждающих сигналов во время тумана.
Международные сигналы бедствия на море: правила применения
Морской практикой запрещается использовать международные сигналы бедствия на море без крайней необходимости или достижения других целей, кроме просьб о помощи при чрезвычайном происшествии. Также недопустимо предпринимать действия, которые можно расценить как сигналы бедствия на корабле или спутать с ними.
В экстремальной ситуации жизненно необходимо уметь подавать хорошо заметные на местности сигналы спасательным командам, а также летательным аппаратам, занимающимся спасательными операциями. Вам нужно отработать систему подачи сигналов предварительно, с тем чтобы хорошо научиться ею пользоваться и уметь подать сигнал в кратчайший промежуток времени.
к содержанию ↑
Специальные средства для подачи сигналов.
Если Вы пережили авиационную катастрофу или находитесь на спасательном плоту, в вашем распоряжении должен быть один или несколько промышленно изготовленных факелов для подачи сигналов. Если же Вы турист, то Вам настоятельно рекомендуется заблаговременно запастись некоторыми из следующих предметов:
Приёмопередатчик (уоки-токи) – может передавать и получать как тональные сигналы, так и голосовые.
Радиомаяк – передаёт только тональный сигнал.
Радиостанция – в экстремальных условиях, как правило имеет радиус действия в пределах прямой видимости, поэтому ею лучше всего пользоваться на ровной местности, без естественных препятствий.
Сигнальные ракеты – помогают преодолеть проблемы подачи сигналов, связанные с обилием естественных препятствий, а также с погодными условиями.
Морской маркер – тюбик с мелкодисперсным порошком, окрашивающим воду при попадании в неё в цветонасыщенный зелёный или оранжевый цвет.
“Павлиньи Перья” – маркеры из прорезиненного нейлона, имеющие насыщенную окраску – с одной стороны синюю, с другой – жёлтую.
Средства подачи световых сигналов – свет электрического фонарика или даже огонёк зажигалки могут быть видны на большом расстоянии.
Свисток – весьма полезная вещь для подачи звуковых сигналов.
Сигнальное зеркальце – световой “зайчик” от зеркальца при хорошей видимости заметен на расстоянии до 60 километров.
В дневное время дым будет очень хорошо заметен на больших расстояниях. Необходимо сложить несколько дымовых сигнальных костров, прикрыть их от непогоды и содержать в постоянной готовности к моментальному действию.
Резина или промасленная ветошь дадут чёрный дым.
Чтобы соорудить дымогенератор, сложите большой костёр “хатка”, который отличается хорошей тягой и высокой температурой горения, способной воспламенять даже сырую листву. Материалы, выделяющие дым разместите на костре сверху и подожгите костёр, когда спасательный самолёт или вертолёт появится в непосредственной близости от Вас.
Если Вы находитесь в заснеженной местности или на льду, костёр следует раскладывать на ровном возвышении, над мокрым грунтом, иначе снег под костром начнёт таять.
к содержанию ↑
Огонь.
Горящее дерево является прекрасным способом дать о себе знать. Лучше всего поджигать деревья с дуплами – они легко загораются.
Чтобы поджечь дерево, поместите на его нижние ветки сухие дрова и подожгите их. От них займётся крона дерева.
Помните, что для подачи сигнала огнём необходимо выбирать отдельно стоящие деревья – иначе Вы рискуете устроить лесной пожар.
к содержанию ↑
Отражатели.
Световой “зайчик” при прозрачной атмосфере можно заметить с огромного расстояния – на обычной местности за 60 километров, а в пустыне даже за 160.
к содержанию ↑
Сигналы летательным аппаратам.
Подавая сигналы летательным аппаратам, Вы должны иметь в виду несколько факторов, влияющих на эффективность сигнала, – они помогут лётчикам Вас заметить и спасти. Прежде всего, постарайтесь себе представить, как Ваш сигнал выглядит с воздуха.
Размеры: Сигнал сделайте как можно больше по размерам. Помните, что он должен хорошо читаться с воздуха.
Углы и прямые линии: Все сигналы, выкладываемые на земле, должны иметь максимальное количество прямых линий и прямых углов – ни того, ни другого в природе не встречается.
Контрастность: сигнал должен контрастно выделяться на местности.
На снегу: лучше выполнять сигнал с помощью красителя яркого цвета.
На траве: можно выжечь участок, уже потом выложить на нём сигнал.
Оранжевый цвет: Как ни странно, на зелёном или коричневом фоне оранжевый ненасыщенный цвет не выделяется, а вписывается в ландшафт.
Месторасположение сигнала. Ваш сигнал должен быть расположен таким образом, чтобы он был заметен со всех направлений. Лучше всего располагать его на ровном, открытом месте.
Подаваемый сигнал должен нести обнаружившим вас людям какую-то информацию о вашем бедствии.
При выкладывании сигналов на земле делайте их как можно больше по размеру, по крайней мере 10 метров в длину и 3 метра в ширину. В ночное время выкопайте в грунте канавку по форме сигнала, залейте в неё бензин и подожгите.
Такой сигнал будет заметен не только ночью, но и днём, по обгорелой земле.
к содержанию ↑
Азбука Морзе.
Вы можете подавать сообщения включая и выключая сигнальную лампу, с использованием азбуки Морзе. Для этой же цели подойдёт флажок-палка с яркой тряпицей на конце. Точка обозначается отмашкой с “восьмёркой” на конце вправо, а тире – отмашкой с “восьмёркой” на конце влево. Азбукой Морзе можно подавать и звуковые, и радиосигналы.
Сигналы тенью.
Могут быть весьма эффективны, Вам лишь необходимо соорудить их правильно. Стройте их на открытом месте, достаточно большого размера, чтобы они контрастировали с окружающим ландшафтом. Для строительства теневых сигналов в различных местностях пользуйтесь следующими правилами:
В полярную зиму стройте стену из снежных блоков вдоль канавки, из которой блоки извлечены.
В арктическое лето стену сооружайте из камней, земли, валунов и леса.
Зимой в тёплом поясе разместите зелёные листья или лапник на снегу, вокруг частоколом разместите ветви.
Летом в тёплом климатическом поясе используйте для строительства теневого сигнала брёвна, стволы деревьев, камни, валуны, а также брикеты земли.
к содержанию ↑
Сигнал бедствия SOS.
Чтобы подать сигнал бедствия, пользуйтесь следующими звуковыми и световыми способами:
Звуковой сигнал – три точки, три тире, три точки. Повторять с интервалами в одну минуту.
Световой сигнал – как и звуковой (три короткие вспышки, три длинные, три короткие). повторять с интервалом в одну минуту.
Вас понял.
Для подачи этого сигнала используйте следующие звуковые и световые способы:
Звуковой сигнал – три быстро переданные точки. Повторять с интервалом в одну минуту.
Световой сигнал – три быстро переданные короткие вспышки. повторять с интервалом в одну минуту.
Отсутствие технических средств
Так, при отсутствии гелиографа можно использовать все, что отражает свет: карманное зеркальце, фольгу, жестянку, часы. Можно использовать азбуку Морзе и подавать сигнал с ее помощью.
Этот способ пригоден, если ярко светит солнце.
к содержанию ↑
Разжигание костров
Костры использовали еще древние люди. Это просто и доступно. Выбирается удобное открытое место, которое хорошо видно со всех сторон. Огонь разводят на лесных полянах, широких просеках, в поле или на холме. Если имеются пострадавшие, то сигналы лучше подавать возле их лагеря.
Дрова для костров собирают сразу после выполнения первых необходимых действий в экстремальной ситуации. Топливо укрывают от дождя. Если земля мокрая, делают настил из бревен.
Чтобы запалить костры быстро, рядом с ними стоит дежурный. Он поддерживает небольшие костерки. Горящими бревнами или углями можно поджечь сигнальные костры сразу после того, как появится самолет, корабль или автомобиль.
к содержанию ↑
Дымовой столб
В безветренную ясную погоду хорошо заметен столб дыма. Для увеличения дымообразования в костры добавляют свежую траву, мох и зеленые ветки, которые заготавливают заранее. В зимнее время и в плохую погоду будет лучше заметен темный дым. Для его создания в огонь бросают резину и пластик, подливают автомобильное масло.
В пустыне наполняют песком бочки и поливают их бензином или соляркой. Ночью зажигают костер из сухой травы и веток.
к содержанию ↑
Международные коды
Для помощи пострадавшим разработаны международные сигналы бедствия, понятные спасателям всех стран, на каком бы языке они ни говорили. Это знаки кодовой таблицы. Важно правильно их расположить: сигнал должен быть виден и с земли, и с воздуха.
Символы не должны быть меньше 300 см в ширину и 1000 см в длину. Пробельное пространство между знаками — не менее 300 см. Символы выкладывают любыми подручными предметами, которые хорошо видно на земле. Подойдут яркая одежда, палатки, спасжилеты.
Сигналы международного кода выкладывают и дерном, который срезают ножом или лопатой. Чтобы увеличить ширину символов, перевернутый темной стороной кверху дерн укладывают рядом с траншеей. На снегу для изготовления знаков используют еловый лапник. Также их вытаптывают обувью или рисуют золой.
Чтобы знаки бедствия были видны издалека, они должны резко контрастировать с фоном, на котором выложены. На светлой поверхности символы делают темными, а на темной — светлыми.
Самый известный и наиболее часто используемый сигнал бедствия — «S.O.S.». Его передают, используя азбуку Морзе или другие частотные сигналы, выкладывают любыми подручными средствами, которые заметны на Земле.
к содержанию ↑
Авиационные и информационные знаки
Люди, попавшие в аварийную ситуацию, должны стараться подавать как можно больше сигналов бедствия. Так, если летчик спасательного воздушного судна уловит блеск светового сигнала, он может внимательно приглядеться и увидеть сигнальный дым. Снизившись, он заметит выложенные знаки кодовой таблицы, а также самих пострадавших.
Чтобы легче быть замеченными с воздуха, людям нужно надеть цветную одежду, по возможности оранжевую, а потерпевшим бедствие в пустыне — белую. Им следует выйти на открытое пространство и размахивать кусками цветной ткани, а в ночное время факелами или фонариками.
Если спасательный самолет снизился, ему подают знаки Международной авиационной аварийной жестовой сигнализации.
Летчик воздушного судна может дать следующий ответ:
- «Вас вижу». Круг над местом обнаружения пострадавших или ракета зеленого цвета.
- «Ожидайте помощи, скоро прибудет вертолет». Красная ракета или горизонтальная восьмерка.
- «Двигайтесь в указанном направлении». Желтая ракета или полет над людьми по направлению движения.
- «Вас понял». Белая ракета или покачивание крыльями. Ночью летчик может включить и выключить навигационные огни или посадочные фары. Если такие знаки не подаются, это означает, что спасатель не принял сигнал, поданный с земли.
- «Вас не понял». Самолет движется змейкой или выпускает две красные ракеты.
- «Обозначьте место приземления». Воздушное судно пикирует с последующим входом в вираж или выпускает две сигнальные ракеты.
Если же потерпевшим необходимо срочно покинуть лагерь или район бедствия, они оставляют хорошо различимые с воздуха и земли информационные знаки из кодовой таблицы.
Кроме того, из камней или кусков льда на видном месте сооружают достаточно высокую и заметную издалека башенку (тур). В нее вставляют палку длиной 1,5−2 м с прикрепленным на конец ярким куском ткани, фольгой или надетой консервной банкой.
Рядом с туром или внутрь него помещают плотно закупоренную емкость, в которую кладут бумагу с данными потерпевших аварию, их адресами, причинами бедствия. Также перечисляется, какое имущество и продукты остались у группы. Рядом выкладывается стрелка, указывающая направление движения.
Чем больше…